Стили и школы живописи: Школа Кано
Японская художественная школа XV—XIX веков, одна из самых известных художественных школ в японской живописи. Создана и развита представителями единого рода Кано. Произведения школы пользовались особой популярностью в среде японских властей: сёгунов, провинциальных князей, аристократов, буддистских монастырей.
На самом деле очень сложно к ней подступиться и попытаться что-то вразумительное написать, уж слишком это сложная и неоднозначная школа. С одной стороны - исключительно значительная и влиятельная, на 300 лет монополизировавшая почти всю японскую живопись и практически ничего не выпускавшая из-под своего контроля. С другой стороны - очень догматичная, довольно однообразная, из-за своей массовости, как правило, в целом не очень интересная с художественной точки зрения, хотя и очень техничная. Чем дальше, тем сложнее выделить ярких мастеров и яркие работы, они тонут в разрастающейся средней серой массе. Но яркие работы конечно были, и великие художники тоже.
В истории японской живописи художники школы позиционируются как последователи стиля канга. Это термин, обозначающий живопись в китайском стиле, а более конкретно - под влиянием китайских мастеров эпох Сун и Юань. Вообще говоря, стиль канга стал в Японии популярным еще до возникновения школы Кано, в этом стиле работали великие мастера эпохи Муромати Сюбун и Сэссю, но в то время он не был массовым и практиковался в основном дзэнскими монахами. Художники Кано сделали его доминирующим по всей Японии, при серьёзной поддержке сёгуната, официальными художниками которого являлись начиная с основателя школы, Кано Масанобу (1434-1530), бывшего официальным художником сёгуната Асикага в Киото. Он разработал свой оригинальный стиль на основе классической живописи тушью суйбоку-га, с добавлением лёгкой подцветки минеральными красками, его работы отличались лёгкими упрощёнными композициями и некоторым японским акцентом в тематике и пришлись по душе военному самурайскому правительству.
Его сын Мотонобу (1476-1559) еще сильнее упрочил связи с военной элитой сёгуната, женился на дочери великого Тоса Мицунобу и, позаимствовав от тестя некоторые приёмы классической живописи ямато-э, создал то, что стало фирменным стилем школы Кано. Это с одной стороны очень уверенное владение тушью в китайском стиле, а с другой - при необходимости свободное использование красок, а также японских сюжетов ямато-э. Такой синтез оказался очень востребованным для монументальных росписей, которые стали визитной карточкой и источником существования школы в последующие годы. А для того, что бы поставить их производство на поток, Мотонобу как талантливый бизнесмен заложил систему студий, которые стали стержнем ветвящегося дерева школы.
Дальше в истории школы - два сына Мотонобу, Кано Юсэцу Мунэнобу (1514-1562) и Кано Сёэй Наонобу (1519-1592), но мы их пропускаем и переходим, возможно, к величайшему мастеру школы за всю историю, Кано Эйтоку (1543-1590), внуку Мотонобу. Его исключительный талант проявился еще в раннем детстве, и первые уроки живописи он получил еще от деда, затем его обучением занимался отец, Кано Сёэй, вдвоём они расписали храм Дзюко-ин монастыря Дайтоку-дзи в Киото. Эйтоку сделал живописным стандартом роскошные золотые ширмы, которые оказались очень созвучны эпохе Момояма и произвели фурор: он уже в юности был исключительно влиятельным художником, ему покровительствовали Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, от которых (а также от самураев калибром чуть меньше) он получал множество заказов, что позволяло ему обеспечивать постоянным потоком работы своих учеников и ассистентов. Основным конкурентом в борьбе за эти заказы был другой великий художник того времени, Хасэгава Тохаку (учителем которого, кстати, тоже был Кано Сёэй, отец Эйтоку, но затем Тохаку из-под зонтика школы Кано вышел, основав собственную школу Хасэгава). Тохаку был сильнее, чем Эйтоку, как художник - но слабее как менеджер, борьбу за заказы постоянно проигрывал, и официальным художником Тоётоми Хидэёси он стал уже только после смерти Эйтоку, в 1592 году.
Дальше дерево школы Кано начинает очень активно ветвиться. Причём не в Киото: после назначения Токугава Иэясу сёгуном в 1603 году большинство потомков Эйтоку постепенно переезжают из Киото в Эдо, новую столицу сёгуната, образовав там несколько ветвей школы Кано, ставших основными, но о них как-нибудь потом. А в Киото остался ученик Эйтоку, Кано Санраку (1559-1635), ставший зятем Эйтоку, а затем и главой того, что осталось от школы Кано в Киото. Сейчас эту школу так и принято называть: Киото Кано 京狩野, чтобы отличить её от многочисленных ветвей, базировавшихся в Эдо, а Санраку соответственно считается первым главой школы Киото Кано. Художником он был прекрасным (считался вторым по таланту художником школы за всю историю, после своего учителя), но его знаковых работ сохранилось немного, а идентификация сохранившихся сильно осложняется тем, что он практически никогда их не подписывал.
Видно, что он продолжал работать в стиле своего учителя и, как и Эйтоку, был мастером росписи золотых ширм, но его стиль был менее пышным и грандиозным, зато более тонким и деликатным.
Сыновей Санраку не имел и передал школу своему лучшему ученику, Кано Сансэцу (1589-1651), перед этим выдав за него замуж свою дочь.
Сансэцу, разумеется, также был большим мастером декоративных золотых росписей, это прекрасно видно из заглавной картинки этого поста. Но время накладывало свой отпечаток. Блеск эпохи Момояма уходил в прошлое, сёгунат Токугава ввёл моду на строгую простоту, снова акутаульной стала живопись тушью, не только для небольших свитков, но и для монументальных работ. И вот как раз в живописи тушью талант Сансэцу раскрылся в полной мере. Мало кто еще из художников школы обладал столь яркой индивидуальностью, таким уверенным владением кистью, таким сильным характером рисунка. Его можно считать одним из первых художников- эксцентриков Японии, его работы оказали большое влияние на таких знаменитых художников- эксцентриков как Дзякутю и Сёхаку. А его картины с птицами напоминают и предвосхищают даже великого китайского эксцентрика Бада Шаньжэня - потрясающе мягкая кисть и чувство материала - но тот жил примерно на 50 лет позже и никакого влияния на Сансэцу оказать не мог. Сансэцу, в общем-то, был последним выдающимся художником школы Кио-Кано. Можно упомянуть еще его сына, Кано Эйно, он был хорошим художником, хотя звёзд с неба не хватал.
Но в настоящее время Эйно больше известен не как художник, а как автор шеститомной "Истории живописи в Японии", первого серьёзного исследования японского изобразительного искусства с древнейших времён, которое было опубликовано в 1691 году и является основным источником знаний о классической японской живописи.
А о его потомках нельзя сказать и этого. Все художники следующих поколений киотской школы Кано были мастерами посредственными, и при жизни не особо ценимыми, а сейчас их имена вообще никому ничего не говорят.
Хотя, конечно, традиции школы Кано в Киото не умерли и подпитывались в обратном направлении - из Эдо в Киото переезжали мастера, которым не нашлось места при дворе сёгуна. Можно например вспомнить такого очень хорошего художника как Катаяма Сёкэй, ученик Кано Наонобу, основателя ветви Кобикитё-Кано в Эдо.
И даже еще одна полноценная ветвь школы Кано в Киото образовалась: Цурудзава. Её основатель, Цурудзава Тандзан (1655-1729), ученик великого Кано Таню из Эдо, был приглашён императором в Киото на должность официального художника императорского двора. А у его сына, Цурудзава Тангэя, учился Исида Ютэй (1721-1786), который известен тем, что был первым учителем Маруяма Окё, одного из величайших японских художников, основателя школы Маруяма. Вообще, основатели практически всех японских живописных школ, возникших в эпоху Эдо, сначала учились у художников школы Кано и только потом иногда делали попытки изобрести что-то новое.
Хотя нет, немного извинюсь перед школой Кио-Кано. Был в её истории один небольшой всплеск, в самом конце эпохи Эдо, связанный с именем Кано Эйгаку (1790-1867), девятого главы школы. Он был очень хорошим художником, мастером эффектных декоративных масштабных работ, которые достаточно высоко ценились современниками и ценятся до сих пор. Довольно много его работ закупил американец Фенолоза для собраний, которые затем легли в основу коллекции Бостонского музея изящных искусств.
Но вот это уже самый последний реальный всплеск, больше ничего интересного там не рождалось. Хотя формально школа Киото Кано (или какие-то её рудименты) существует даже и сейчас: насколько мне известно, 13-й глава школы, Кано Эйки, еще пока жив.
Избранные представители:
• Каванабэ Кёсай
• Кано Масанобу
• Кано Мотонобу
• Кано Эйтоку
• Кано Санраку
• Кано Сансэцу
• Кано Танъю
• Кано Тансин
• Кано Хогай
• Хасимото Гахо
• Киёхара Юкинобу